Альшанская Марина Геннадьевна
учитель начальных классов


Памятка для работы над ошибками.

1. Пропуск букв, замена букв (три раза это слово)

2. Перенос (все случаи переноса):лужай-ка.

3. Мягкий знак (3 разных слова): пень, письмо,коньки.

4. Жи-ши, ча-ща, чу-щу (три разных слова)

5. Чк (три разных слова): дочка, печка, внучка.

6. Разделительный ь знак (три разных слова):вьюн, воробьи, обезьяна.

7. Безударные гласные в корне : гора-горы, свистит- свист.

8. Парные согласные: глаз-глаза, шубки-шуба.

9. Двойные согласные (три разных слова): перрон, группа, ванна.

10. Собственные имена (3 разных слова): Волга, Оля, Горький.

11. Предлоги: в моём столе, в машине, на лужайке.

12. Словарное слово (три раза это слово): морковь, морковь, морковь.

13. Непроизносимые согласные: сердце-сердечко.

14. Перенос с приставкой (3 разных слова): по-крыл, до-гнал

15. Разделительный ъ знак (три разных слова): объявление, съел, подъезд.

16. Глагол с приставкой (три разных слова)

17. Частица «не» с глаголом: не шумел, не кусал, не бил.

18. Слова на «оро», «оло»: корова, соловей, солома.

19.Глагол (Что делать?): бежать, учиться, купаться.

20. «ЦИ» в середине слова: цирк, цифра, революция.

Как подготовиться

к письму по памяти


1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.


2. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.


3. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.


4. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.


Как составить план текста


Чтобы составить план текста, нужно:


  1. Разделить текст на законченные по смыслу части.

  2. Определить основную мысль каждой части.

  3. Озаглавить каждую часть текста.


Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.


Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.


Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

Правило проверки

Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.


Чтобы проверить предложение по смыслу:

  1. Прочитай предложение вслух.

  2. Проверь, подходят ли слова друг другу.

  3. Нет ли пропуска слов в предложении.

  4. О чем говорится в предложении, бывает ли так.


Чтобы проверить предложение по написанию:

  1. Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.

  2. Проверь, подходят ли буквы к слову.

  3. Нет ли пропуска букв?

Как подготовиться

к письму по памяти


  1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.


  1. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.


  1. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.


  1. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.



Как подготовиться к изложению


  1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.


  1. Найди в тексте опорные слова.


  1. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.


  1. Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.


  1. Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.


После того как напишешь изложение, не

забудь проверить свою работу.


Как составить текст-повествование

Определи:


  1. О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?


  1. Какая мысль в рассказе будет основной?


  1. Как лучше озаглавить текст?


  1. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части - зачине)?


  1. О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завер-

шилось)?


  1. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?



Как составить текст-описание


  1. Выдели признаки предмета, который нужно описать.


  1. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.


  1. Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.





Как составить текст-рассуждение


  1. Кратко назови то, что ты будешь доказывать.


  1. Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»



Порядок разбора слова по составу


  1. Окончание

Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.

  1. Корень

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.

  1. Приставка

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.

  1. Суффикс

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.


Образец устного разбора

Дошкольник

  1. Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание.

  2. Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-.

  3. Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.

  4. Школадошкольник. Суффикс –ник-.

Образец письменного разбора


дошкольник

Пересказ и составление плана (по прочитанному)


1. Прочитай произведение.


2. Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях.


3. Раздели произведение на части.


4. Озаглавь каждую часть.


5. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.


6. Перескажи произведение по плану.

Характеристика персонажа (художественного образа человека)


Персонажи бывают: главные, второстепенные и эпизодические.


1. Внешний облик:

портрет-лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения;

речь-темы высказываний, формы речи;

костюм.


2. Внутренний облик:

характер персонажа - сильный - слабый, волевой - безвольный, цельный -противоречивый;

характеристика-авторская, самохарактеристика, отзывы окружающих.


3. Мир вещей, в котором живёт персонаж (интерьер).


4. Мир природы, в котором живёт персонаж (пейзаж).


5. Общество, в котором живёт персонаж.


  1. Прототип (его наличие или отсутствие).


Заучивание наизусть


1. Прочитай стихотворение или прозаический отрывок "про себя".


2. Прочитай вслух.


3. Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).


4. Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.


5. Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.


6. Повтори выученное перед сном и утром.

Как разучивать скороговорку


1. Прочитай медленно скороговорку.


2. Подумай, о чём в ней говорится.


3. Проговори медленно (два-три раза) трудные слова.


4. Какой звук повторяется в скороговорке?


5. Проговори скороговорку несколько раз тихо и медленно.


6. Проговори скороговорку быстрее.


  1. Проговори ещё быстрее, увеличивая силу голоса, но не кричи.