Альшанская Марина Геннадьевна
учитель начальных классов

"ГОЛ - МИМО"

 

 Зал делится на две половины. Ведущий поочерёдно показывает то левую, то правую руку. Дети, исходя из того, какая рука показывается, кричат:

 Правая половина зала - Гол! (поднята правая рука)

 Левая половина зала - Мимо! (поднята левая рука)

 Если ведущий поднимает вверх обе руки, дети кричат -"штанга"

 Главное для игроков, не запутаться, так как ведущий может поднять правую руку, но показать ею на левую половину зала. И наоборот.

 

 *****

 

 "СЛОН"

 Ведущий спрашивает у детей: - Вы знаете как чихает слон? А хотите узнать?

 Зал делится на три равные части, и каждая группа разучивает свое слово:

 Первая группа - ящики.

 Вторая группа - хрящики.

 Третья группа - потащили.

 И затем по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно - но каждая группа свое слово.

 Вот так чихает слон.

 

 *****

 

 "ПАРОВОЗ"

 

 Зал делится на две половины. По взмаху руки ведущего одна половина хлопает в ладоши обычно. Вторая часть детей хлопает в ладоши, сложив их "лодочкой". Ведущий поочерёдно взмахивает то левой, то правой рукой. Реагируя на взмах руки - зал поочерёдно хлопает, изображая стук колёс поезда, постепенно убыстряя темп. Если ведущий поднимает вверх над головой обе руки - дети кричат "ТУ-ТУ"!!!

 

 Здесь можно напомнить детям, как они добирались в лагерь, что пережили в дороге. Эта игра очень хороша для самого начала, не только начала дела, но и начала смены.

 

 *****

 

 ЗАГАДКИ - НЕСКЛАДУШКИ

 

 Ребята должны правильно продолжить предложение.

 ведущий

 Ночью, голову задрав,

 Воет серый злой ........ (отвечают дети)

 

 Кто в малине знает толк?

 Ну конечно серый....... (отвечают дети)

 

 Кто любит по ветвям носиться?

 Конечно, рыжая........... (отвечают дети)

 

 Все преграды одолев,

 Бьёт копытом верный..........(отвечают дети)

 

 Зимой кору с деревьев ест?

 Ну конечно серый.......... (отвечают дети)

 

 Дубовый жёлудь любит он.

 Конечно - это дикий..........(отвечают дети)

 

 *****

 

 "ДЖОН - БРАУН - БОЙ"

 

 Данная игра-песня разучивается с детьми заранее, и пропевается. По мере пения слова (с конца фразы) заменяются хлопками в ладоши (количество хлопков соответствует количеству слогов).

 

 Джон-Браун-Бой намазал лыжи один раз.

 Джон-Браун-Бой намазал лыжи один раз.

 Джон-Браун-Бой намазал лыжи один раз.

 И уехал на Кавказ.

 

 Джон-Браун-Бой намазал лыжи один (хлопок)

 Джон-Браун-Бой намазал лыжи один (хлопок)

 Джон-Браун-Бой намазал лыжи один (хлопок)

 И уехал на Кавказ.

 

 Джон-Браун-Бой намазал лыжи (хлопок, хлопок)

 Джон-Браун-Бой намазал (хлопок, хлопок, хлопок)

 

 И так далее...

 

 *****

 Я чайник,чайник,чайник

 

 слова:

 Я чайник,чайник,чайник

 У меня есть ручка,у меня есть краник

 Я маленький и толстый

 Тра-ля-ля-ля-ля-ля

 движения:

 1.1строчка-показываем на себя

 2строчка-сначала руку набок, потом второй рукой изображаем носик

 3-качаемся из стороны в сторону(положение рук сохраняем)

 4. поворачиваемся вокруг себя

 

 "ЧАЙНИЧЕК"

 

 Слова этой игры-песни разучиваются с детьми заранее и поются, сопровождая движениями рук:

 чайничек - ладони параллельно друг другу

 крышечка - ладошка правой руки - крышечкой

 шишечка - кулачок

 дырочка - пальцы кольцом (знак ОК)

 пар идет - указательным пальцем делаются круги по возрастающей.

 По мере пения слова заменяются словом - Ля-ля-ля и движениями рук.

 

 Чайничек c крышечкой.

 Крышечка с шишечкой.

 Шишечка с дырочкой...

 В дырочке пар идет.

 

 Пар идет в дырочку.

 Дырочка в шишечке...

 Шишечка в крышечке..

 Крышечка с чайничком.

 

 *****

 

 "КОЛОКОЛА"

 

 Зал делится на пять частей, и каждой группе раздает свои слова:

 1 группа - Блин-н-н-н-н

 2 группа - Полблина

 3 группа - Четверть блина

 4 группа - Нет блинов, одна сметана

 5 группа - Блинчики-блинчики

 Каждое слово произносится в определённой тональности и в определённом размере, причем увеличивается тон от первого слова к последнему (Блинчики-блинчики - 1/16). Если одновременно произносить эти слова всем залом и правильно выдерживать тон и частоту, то в зале создается ощущение колокольного звона.

 

 *****

 

 "КАЧЕЛИ"

 

 Слова игры разучиваются с детьми заранее и в первый раз просто поются.

 ведущий

 дети

 Лучшие качели? - Дикие лианы.

 Это с колыбели - Знают обезьяны.

 Кто весь век качается? - Да! Да! Да!

 Тот не огорчается - Никогда!

 После того как дети запомнили свои слова, к каждой фразе добавляется свое движение:

 1 строка - дети ничего не делают;

 2 строка - дети на свои слова хлопают в ладоши;

 3 строка - дети на свои слова подпрыгивают на месте;

 4 строка - дети и хлопают и подпрыгивают.

 

 После этой игры ведущий вполне может поблагодарить детей за доставленное зрелище - увидеть столько обезьянок в одном месте.

 

 *****

 

 "ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ"

 Ведущий предлагает детям выучить новые иностранные языки в дополнение к тем, которые они знают. А для этого нужно взять всем известную песню:

 Жили у бабуси

 Два веселых гуся.

 Один серый, другой белый.

 Два веселых гуся.

 

 И попробовать спеть ее на другом языке. А сделать это очень просто: все гласные в словах необходимо поменять на какую нибудь одну. Если заменить все гласные на "А", то на английском языке эта песня будет выглядеть так:

 

 Жала а бабаса

 Два васалах гаса.

 Адан сарай, драгай балай.

 Два васалах гаса.

 

 Польский - "Э";

 Испанский - "И";

 Французский - "Ю";

 Немецкий - "У";

 Английский - "А";

 Японский - "Я";

 И так далее. Только потренируйтесь сами заранее. Вы работаете с микрофоном, а значит вас слышно лучше всего. Учтите это и не ошибайтесь.

 

 *****

 

 "АВАЛЕРИЯ"

 

 Играющие вслед за ведущим повторяют слова и движения, постепенно увеличивая общий темп.

 

 Слова

 Действия

 Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь!

 Топают ногами.

 Трах-трах-пулемет!

 Сжатыми кулаками изображают стрельбу.

 Выше-выше самолет!

 Подбрасывают ладонями к верху невидимый шар.

 Бум, артиллерия!

 Хлопают в ладоши.

 Несется кавалерия! Ура!

 Размахивают воображаемой шашкой.

 

 *****

 

 "ОХОТНИК"

 

 Играющие вслед за ведущим повторяют слова и движения.

 

 Слова

 Действия

 Собрался охотник на охоту. Надел шляпу, сапоги, взял ружье и

 пошел по дороге,

 Топают ногами.

 затем по песочку,

 Потирают ладонью о ладонь.

 по бревнышкам через мостик,

 Ударяют кулаками в грудь.

 по болоту с кочки на кочку,

 Хлопают в ладоши.

 по тропинке.

 Хлопают по коленям.

 Устал. «Уфффф!» Сел на пенек, осмотрелся, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно.

 По тропинке,

 Хлопают по коленям.

 по болоту с кочки на кочку,

 Хлопают в ладоши.

 по бревнышкам через мостик,

 Ударяют кулаками в грудь.

 затем по песочку,

 Потирают ладонью о ладонь.

 пошел по дороге.

 Топают ногами.

 Прибежал домой, снял сапоги, шляпу, ружье. Устал. «Уфффф!», рассказал жене, как пошел

 по дороге,

 Топают ногами.

 затем по песочку,

 Потирают ладонью о ладонь.

 по бревнышкам через мостик,

 Ударяют кулаками в грудь.

 по болоту с кочки на кочку,

 Хлопают в ладоши.

 по тропинке.

 Хлопают по коленям.

 Если играющие не устали, игру можно продолжить и далее: Жена решила посудачить с соседкой: «А мой-то охотился на медведя!» и так далее.

 А маленький сынишка подслушал, пришел к своим друзьям и рассказывает: «А мой папа ходил на охоту!»

 При этом темп игры можно увеличивать. Главное – не сбиваться самому, и что бы не сбились играющие.

 *****

 

 "ИППОДРОМ"

 

 Ведущий: Есть ли у вас ладони? Покажите.

 Играющие показывают свои ладошки.

 Ведущий: А колени? Хлопните ладошками по коленям.

 Играющие хлопают ладонями по коленям.

 Ведущий: Отлично. Именно так выходят кони на поле ипподрома. Повторяйте движения за мной.

 Играющие вместе с ведущим размеренно хлопают по коленям, имитируя топот копыт.

 Ведущий: Кони выходят на старт. Трибуны ревут.

 Играющие имитируют крики и возгласы поддержки.

 Ведущий: Внимание! На старт! Марш!

 Играющие вместе с ведущим постепенно убыстряют "бег".

 Ведущий: Барьер!

 Играющие делают один хлопок сразу двумя ладонями.

 Ведущий: Двойной барьер!

 Играющие делают два хлопка сразу двумя ладонями.

 Ведущий: Бежим по мостовой.

 Играющие вместе с ведущим поочередно ударяют себя кулаками в грудь.

 Ведущий: Бежим по траве.

 Играющие трут ладонью о ладонь.

 Ведущий: Трибуны пани.

 Девочки кричат слова поддержки свои коням: "Давай, давай!", "Эгей!" и так далее.

 Ведущий: Трибуны панов.

 Мальчики кричат слова поддержки свои коням: "Давай, давай!", "Эгей!" и так далее.

 Ведущий: Скоро финиш.

 Играющие вместе с ведущим убыстряют удары по коленям.

 Ведущий: Финиш! Награждение победителей!

 Все хлопают в ладоши.

 

 *****

 

 "ОРЛЯТСКИЙ ДОЖДИК"

 

 Что бы удобней было поздравлять и радоваться победам своих друзей и товарищей, хлопать можно необычным способом:

 1. По левой ладошке легко постукиваем указательным пальцем правой руки.

 2. Потом добавляем второй палец и постукиваем двумя.

 3. Затем три пальца.

 4. Четыре.

 5. Пять.

 6. Хлопаем всей ладонью.

 7. Хлопаем только пальцами.

 8. Убираем один палец и стучи четырьмя.

 9. Три пальца.

 10. Два.

 11. Один.

 Такие аплодисменты действительно напоминают шум дождя, за что и получили такое название. Не забывайте, что аплодисменты самим себе станут большим подарком и для вас и для ваших детей.

 

 *****

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 В данном сборнике собраны игры с повтором (кричалки) и игры с залом. Естественно, что здесь описан не полный набор всего того, что нынче играется. Да это и невозможно. Каждый новый день в нашу работу привносит новые игры, и это важно. Если спросить детей, приезжающих в Центр, что для них есть игра, то большинство начинает перечислять различные компьютерные игры, в лучшем случае - спортивные, а вот про обычные игры, в которые можно играть во дворе с друзьями мало кто вспоминает. Дело в том, что дети разучились играть. Причины этого можно искать и находить, но дело не в этом. Тут, скорее всего, необходимо говорить о том, что надо учить детей играть. Играть с самим собой, играть с друзьями. Вот что важно. А если добавить, что через игру можно решать целые комплексы педагогических целей и задач, то становится понятным место и значимость игры в нашей работе. В работе педагога-организатора.

 Как же играть? Как преподносить детям игру, что бы она не вызывала отторжение, а наоборот, привлекала? У каждого педагога свой подход к организации игры, свое видение, свое отношение. Я попробую немного раскрыть свой опыт работы через игру. В данном случае только кричалки и игры с залом. Это не охватывает весь спектр перечисленных выше игр, но начинать надо с простого.

 Кричалки и игры с залом не требуют от играющих длительной и большой подготовки. Эти игры играются здесь и сейчас. Даже если необходимо разучивать слова, то все это делается по ходу, уже само разучивание слов и есть игра. Тут важно отношение педагога к игре. Вы решили поиграть? Что вы хотите от игры? Для чего она вам? Для чего она детям? Какие результаты будут достигнуты? Задумайтесь над этими вопросами, перед тем как выйдите к детям играть.

 Вторая серия вопросов, которой необходимо озадачиться: Во что играть? Какие игры? В какой последовательности? Сколько времени они займут? Не стоит начинать игру на 20 минут, если в запасе у вас всего десять. Слова: "Мы доиграем потом", не принесут радости ребенку, если он играет. А ведь игра не должна приносить огорчения. Так же точно нельзя иметь и меньший запас. Если у вас 20 минут, а игр всего на 10, то что ребенок будет делать в оставшееся время? Можно конечно потянуть минуты, более подробно объяснять, но такие действия ведущего скорее всего только оттолкнут от игры.

 Следующий вопрос: Как объяснять правила игры? Ведь если вы неверно разъясните детям правила, то и играть они будут неправильно. Тут важно еще и слова умело подобрать, что бы они были доступны и понятны.

 Как видно из всего этого, если для играющих большой подготовки не надо, то вот ведущему необходимо готовиться, и готовиться тщательно. Ведь вы устраиваете целое представление, театр одного актера. Вы стоите перед полным залом, а дети, сидящие в нем, по взмаху вашей руки выполняют различные действия. Вы одновременно и актер, и дирижер, и конферасье, и статист, вы - ведущий игры. Помните об этом, выходя играть. Будьте веселым, жизнерадостным, ироничным, добрым. Играйте сами, и тогда дети тоже будут играть вместе с вами. Ну а ниже приведенные советы, надеюсь, помогут вам играть правильно и непринужденно.

 

 1. Будьте внимательны к своему внешнему виду, вы демонстрируете пример для подражания.

 2. Выходя играть, всегда имейте больший запас игр, чем нужно.

 3. Будьте внимательны к тем словам, которые вы используете при общении с детьми. Молодежный слэнг - вещь хорошая, но уверены ли вы, что правильно трактуете то или иное слово.

 4. Обращаясь к детям, улыбайтесь. Улыбка всегда располагает к человеку.

 5. Шутите в меру. Помните о том, что шутка иногда может и обидеть человека.

 6. Всегда начинайте с приветствия. А если вы играете в первый раз, то неплохо и познакомиться, хотя бы просто представиться.

 7. Объясняя правила игры, пользуйтесь понятными словами, и удостоверьтесь, что ребята правильно вас поняли. Не бойтесь повториться, но и не переусердствуйте.

 8. Используя при объяснении правил жестикуляцию, не машите слишком сильно руками. Это не смотрится со стороны.

 9. Частенько приходится работать с микрофоном. Заранее попробуйте, как звучит ваш голос, как лучше держать микрофон, что бы слова получались четкими, без всяких лишних звуков.

 10. Работая с микрофоном, помните, что он для того и служит, что бы вы не кричали.

 11. Если в подобранных вами играх детям предстоит выходить на сцену, то продумайте, как это сделать лучше. Можно договориться с радистом о фонограмме, а можно договориться с детьми об аплодисментах. Тут все зависит от условий, в которых вы будете работать.

 12. Если работа происходит без микрофона, то сразу оговаривайте с детьми правила. Лучше всего тут подходит правило поднятой руки:

 - Поднятая вверх правая рука, обозначает, что вам есть что сказать, а всем остальным нужно послушать. (У нас в отряде закон един! Слушают все, говорит один!)

 - Поднятая вверх левая рука, обозначает, что вы даете ребятам несколько минут на шум. Разучивание этого простого правила можно превратить в игру, главное, что бы ребята поняли вас и слушали.

 13. Выстраивайте игры в логической последовательности, от простого к сложному.

 14. Не забывайте говорить спасибо, да и просто хвалить играющих. А еще лучше, если ребята сделают это сами:

 Ведущий: А теперь положите правую руку себе на голову. Погладьте, и скажите: "Ах! Какой я молодец!"

 Или: А теперь положите правую руку соседу на голову. Погладьте, и скажите: "Ах! Какой ты молодец!"

 15. Заканчивая играть, особенно если после вас будет происходить следующее действие, или играть продолжит кто-то другой, не забудьте попрощаться и передать слово, представив следующего за вами человека, или людей.

 

 УДАЧИ ВАМ! ПАРАМ! ПАРАМ!

 

 

Эта коллекция игр с залом поможет вам поднять настроение у ребят и эмоционально настроить их, снять шум в зале, а также заполнить неожиданно возникшую паузу в ходе какого либо мероприятия.

 

Карлики и великаны

 

 Ведущий договаривается с ребятами, что, если он скажет «великаны», все должны подняться на носки и поднять обе руки вверх; если же он скажет «кар-лики», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед. Сначала ру-ководитель проводит репетицию, при этом он может не делать движений. По-том, проводя игру, ведущий может время от времени показывать движения не¬впопад. Можно движения изменить: на слове «карлики» — сводят руки, со-единяя ладони, на слове «великаны» —широко разводят руки в стороны.

 

Поезд

 

 Представим, что мы должны сдвинуть с, рельсов тяжёлый железнодорож-ный состав. Колеса на¬чинают медленно стучать на стыках рельсов. Отмечаем этот стук двойным хлопком. Первым хлопает ведущий. За ним остальные уча¬стники. Поезд разгоняется, ведущий делает двойной хлопок короче, все долж-ны реагировать на изменение ритма. Темп убыстряется, поезд мчится. Веду-щий можете изменить направление «движения», сказав «обратно». С этого момента темп замедляется до полной остановки поезда.

 

Запрещенное движение

 

 Ведущий условливается с ребятами, какое движение нельзя делать, на-пример: присесть, захлопать в ладоши, помахать руками. Затем руководитель показывает различные движения, которые играющие должны в точности по-вторять за ним. Чем бо¬лее разнообразны и забавны эти движения, тем ин¬тереснее игра. Неожиданно руководитель показывает за¬прещенное движение. Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, кото-рые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда руко-водитель кладет руку на затылок, играющие должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед, они должны два раза хлопнуть в ладоши. До начала игры надо все движения хорошенько прорепетировать.

 

Солнышко, заборчик, камешки

 

 Ведущий, постепенно увеличивая темп, и в любом порядке дает играю-щим такие команды: «Сол¬нышко!», «Заборчик!», «Камешки». Играющие на команду «Солнышко!» растопыривают пальцы на руках, по коман¬де «Забор-чик!» смыкают пальцы и выпрямляют ладони, руки сжаты в кулаки при ко-манде «Камешки!»

 

Дождик

 

 Подставьте ладонь начинающемуся летнему дождику. Падает 1 капелька (ведущий бьет одним пальцем по развернутой ладони). Падают 2 капли (2 пальца). Падают 3 капли (3 пальца). Начинается дождь! (Бьет ладонью о ладонь.) Сильный дождь! Ливень! (Звук нарастает.) Гром! Град! (К шуму ладоней добавляются топот ног.) Дождь затихает. 4 капельки, 3, 2, 1. Тишина... Снова появилось солнце!

 

Барыня

 

 Зал делится на четыре части. Каждая получает свои слова.

 1: «В бане веники мочены».

 2: «Веретена точены».

 3: «А мочало не сушено».

 4: «Барыня – барыня, барыня – сударыня».

 Ведущий «дирижирует» залом, показывая то на третью, то на третью. На кого покажет, тот должен произносить свои слова. Перед началом с каждой командой репетируются слова.

 

Бразилия

 

 Играющие повторяют за ведущим слова и движения. «У меня в Бразилии живет бабушка! У нее вот такой палец (Показывает большой палец руки, все повторяют). У меня в Бразилии живет бабушка. У нее вот такой палец (показывает), и вот такой рот (кривит рот, и все повторяют). У меня в Бразилии живет бабушка! У нее вот такой палец, вот такой рот (показывает), вот такие глаза (Таращит глаза, все повторяют)».

 

 К этим фразам каждый раз добавляются все новые и новые: вот такие плечи (правое плечо вниз, левое – вверх). Она постоянно прыгает (показывает). Она кричит: «Ах, какая я красивая, почему никто меня не любит? (все кричат)». После паузы, когда стихнет смех, ведущий говорит: «Какова бабушка, таковы и внуки».

 

В этом зале все друзья

 

 Дети выполняют действия на слова ведущего:

 В этом зале все друзья: я, ты, он, она.

 Обними соседа справа, обними соседа слева,

 Мы одна семья.

 И т. д. со словами:

 Ущипни соседа справа…

 Приласкай соседа справа…

 Поцелуй соседа справа…

 Постепенно можно ускорять темп и придумывать новые действия.