"ГОЛ - МИМО"
Зал делится на две
половины. Ведущий поочерёдно показывает то левую, то правую руку. Дети, исходя
из того, какая рука показывается, кричат:
Правая половина зала
- Гол! (поднята правая рука)
Левая половина зала -
Мимо! (поднята левая рука)
Если ведущий
поднимает вверх обе руки, дети кричат -"штанга"
Главное для игроков,
не запутаться, так как ведущий может поднять правую руку, но показать ею на
левую половину зала. И наоборот.
*****
"СЛОН"
Ведущий спрашивает у
детей: - Вы знаете как чихает слон? А хотите узнать?
Зал делится на три
равные части, и каждая группа разучивает свое слово:
Первая группа -
ящики.
Вторая группа -
хрящики.
Третья группа -
потащили.
И затем по взмаху
руки ведущего, все дети кричат одновременно - но каждая группа свое слово.
Вот так чихает слон.
*****
"ПАРОВОЗ"
Зал делится на две
половины. По взмаху руки ведущего одна половина хлопает в ладоши обычно. Вторая
часть детей хлопает в ладоши, сложив их "лодочкой". Ведущий
поочерёдно взмахивает то левой, то правой рукой. Реагируя на взмах руки - зал
поочерёдно хлопает, изображая стук колёс поезда, постепенно убыстряя темп. Если
ведущий поднимает вверх над головой обе руки - дети кричат "ТУ-ТУ"!!!
Здесь можно напомнить
детям, как они добирались в лагерь, что пережили в дороге. Эта игра очень
хороша для самого начала, не только начала дела, но и начала смены.
*****
ЗАГАДКИ - НЕСКЛАДУШКИ
Ребята должны
правильно продолжить предложение.
ведущий
Ночью, голову задрав,
Воет серый злой
........ (отвечают дети)
Кто в малине знает
толк?
Ну конечно
серый....... (отвечают дети)
Кто любит по ветвям
носиться?
Конечно,
рыжая........... (отвечают дети)
Все преграды одолев,
Бьёт копытом
верный..........(отвечают дети)
Зимой кору с деревьев
ест?
Ну конечно
серый.......... (отвечают дети)
Дубовый жёлудь любит
он.
Конечно - это
дикий..........(отвечают дети)
*****
"ДЖОН - БРАУН -
БОЙ"
Данная игра-песня
разучивается с детьми заранее, и пропевается. По мере пения слова (с конца
фразы) заменяются хлопками в ладоши (количество хлопков соответствует
количеству слогов).
Джон-Браун-Бой
намазал лыжи один раз.
Джон-Браун-Бой
намазал лыжи один раз.
Джон-Браун-Бой
намазал лыжи один раз.
И уехал на Кавказ.
Джон-Браун-Бой
намазал лыжи один (хлопок)
Джон-Браун-Бой
намазал лыжи один (хлопок)
Джон-Браун-Бой
намазал лыжи один (хлопок)
И уехал на Кавказ.
Джон-Браун-Бой
намазал лыжи (хлопок, хлопок)
Джон-Браун-Бой
намазал (хлопок, хлопок, хлопок)
И так далее...
*****
Я
чайник,чайник,чайник
слова:
Я
чайник,чайник,чайник
У меня есть ручка,у
меня есть краник
Я маленький и толстый
Тра-ля-ля-ля-ля-ля
движения:
1.1строчка-показываем
на себя
2строчка-сначала руку
набок, потом второй рукой изображаем носик
3-качаемся из стороны
в сторону(положение рук сохраняем)
4. поворачиваемся
вокруг себя
"ЧАЙНИЧЕК"
Слова этой игры-песни
разучиваются с детьми заранее и поются, сопровождая движениями рук:
чайничек - ладони
параллельно друг другу
крышечка - ладошка
правой руки - крышечкой
шишечка - кулачок
дырочка - пальцы
кольцом (знак ОК)
пар идет -
указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
По мере пения слова
заменяются словом - Ля-ля-ля и движениями рук.
Чайничек c крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой...
В дырочке пар идет.
Пар идет в дырочку.
Дырочка в шишечке...
Шишечка в крышечке..
Крышечка с чайничком.
*****
"КОЛОКОЛА"
Зал делится на пять
частей, и каждой группе раздает свои слова:
1 группа -
Блин-н-н-н-н
2 группа - Полблина
3 группа - Четверть
блина
4 группа - Нет
блинов, одна сметана
5 группа -
Блинчики-блинчики
Каждое слово
произносится в определённой тональности и в определённом размере, причем
увеличивается тон от первого слова к последнему (Блинчики-блинчики - 1/16).
Если одновременно произносить эти слова всем залом и правильно выдерживать тон
и частоту, то в зале создается ощущение колокольного звона.
*****
"КАЧЕЛИ"
Слова игры
разучиваются с детьми заранее и в первый раз просто поются.
ведущий
дети
Лучшие качели? -
Дикие лианы.
Это с колыбели -
Знают обезьяны.
Кто весь век
качается? - Да! Да! Да!
Тот не огорчается -
Никогда!
После того как дети
запомнили свои слова, к каждой фразе добавляется свое движение:
1 строка - дети
ничего не делают;
2 строка - дети на
свои слова хлопают в ладоши;
3 строка - дети на
свои слова подпрыгивают на месте;
4 строка - дети и
хлопают и подпрыгивают.
После этой игры
ведущий вполне может поблагодарить детей за доставленное зрелище - увидеть
столько обезьянок в одном месте.
*****
"ИНОСТРАННЫЕ
ЯЗЫКИ"
Ведущий предлагает
детям выучить новые иностранные языки в дополнение к тем, которые они знают. А
для этого нужно взять всем известную песню:
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой
белый.
Два веселых гуся.
И попробовать спеть
ее на другом языке. А сделать это очень просто: все гласные в словах необходимо
поменять на какую нибудь одну. Если заменить все гласные на "А", то
на английском языке эта песня будет выглядеть так:
Жала а бабаса
Два васалах гаса.
Адан сарай, драгай
балай.
Два васалах гаса.
Польский -
"Э";
Испанский -
"И";
Французский -
"Ю";
Немецкий -
"У";
Английский -
"А";
Японский -
"Я";
И так далее. Только
потренируйтесь сами заранее. Вы работаете с микрофоном, а значит вас слышно
лучше всего. Учтите это и не ошибайтесь.
*****
"АВАЛЕРИЯ"
Играющие вслед за
ведущим повторяют слова и движения, постепенно увеличивая общий темп.
Слова
Действия
Раз, два, три,
четыре, пять, шесть, семь, восемь!
Топают ногами.
Трах-трах-пулемет!
Сжатыми кулаками
изображают стрельбу.
Выше-выше самолет!
Подбрасывают ладонями
к верху невидимый шар.
Бум, артиллерия!
Хлопают в ладоши.
Несется кавалерия! Ура!
Размахивают
воображаемой шашкой.
*****
"ОХОТНИК"
Играющие вслед за
ведущим повторяют слова и движения.
Слова
Действия
Собрался охотник на
охоту. Надел шляпу, сапоги, взял ружье и
пошел по дороге,
Топают ногами.
затем по песочку,
Потирают ладонью о
ладонь.
по бревнышкам через
мостик,
Ударяют кулаками в
грудь.
по болоту с кочки на
кочку,
Хлопают в ладоши.
по тропинке.
Хлопают по коленям.
Устал. «Уфффф!» Сел
на пенек, осмотрелся, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно.
По тропинке,
Хлопают по коленям.
по болоту с кочки на
кочку,
Хлопают в ладоши.
по бревнышкам через
мостик,
Ударяют кулаками в
грудь.
затем по песочку,
Потирают ладонью о
ладонь.
пошел по дороге.
Топают ногами.
Прибежал домой, снял
сапоги, шляпу, ружье. Устал. «Уфффф!», рассказал жене, как пошел
по дороге,
Топают ногами.
затем по песочку,
Потирают ладонью о
ладонь.
по бревнышкам через
мостик,
Ударяют кулаками в
грудь.
по болоту с кочки на
кочку,
Хлопают в ладоши.
по тропинке.
Хлопают по коленям.
Если играющие не
устали, игру можно продолжить и далее: Жена решила посудачить с соседкой: «А
мой-то охотился на медведя!» и так далее.
А маленький сынишка
подслушал, пришел к своим друзьям и рассказывает: «А мой папа ходил на охоту!»
При этом темп игры
можно увеличивать. Главное – не сбиваться самому, и что бы не сбились играющие.
*****
"ИППОДРОМ"
Ведущий: Есть ли у
вас ладони? Покажите.
Играющие показывают
свои ладошки.
Ведущий: А колени? Хлопните
ладошками по коленям.
Играющие хлопают
ладонями по коленям.
Ведущий: Отлично.
Именно так выходят кони на поле ипподрома. Повторяйте движения за мной.
Играющие вместе с
ведущим размеренно хлопают по коленям, имитируя топот копыт.
Ведущий: Кони выходят
на старт. Трибуны ревут.
Играющие имитируют
крики и возгласы поддержки.
Ведущий: Внимание! На
старт! Марш!
Играющие вместе с
ведущим постепенно убыстряют "бег".
Ведущий: Барьер!
Играющие делают один
хлопок сразу двумя ладонями.
Ведущий: Двойной
барьер!
Играющие делают два
хлопка сразу двумя ладонями.
Ведущий: Бежим по
мостовой.
Играющие вместе с
ведущим поочередно ударяют себя кулаками в грудь.
Ведущий: Бежим по
траве.
Играющие трут ладонью
о ладонь.
Ведущий: Трибуны пани.
Девочки кричат слова
поддержки свои коням: "Давай, давай!", "Эгей!" и так далее.
Ведущий: Трибуны
панов.
Мальчики кричат слова
поддержки свои коням: "Давай, давай!", "Эгей!" и так далее.
Ведущий: Скоро финиш.
Играющие вместе с
ведущим убыстряют удары по коленям.
Ведущий: Финиш!
Награждение победителей!
Все хлопают в ладоши.
*****
"ОРЛЯТСКИЙ
ДОЖДИК"
Что бы удобней было
поздравлять и радоваться победам своих друзей и товарищей, хлопать можно
необычным способом:
1. По левой ладошке легко
постукиваем указательным пальцем правой руки.
2. Потом добавляем
второй палец и постукиваем двумя.
3. Затем три пальца.
4. Четыре.
5. Пять.
6. Хлопаем всей
ладонью.
7. Хлопаем только
пальцами.
8. Убираем один палец
и стучи четырьмя.
9. Три пальца.
10. Два.
11. Один.
Такие аплодисменты
действительно напоминают шум дождя, за что и получили такое название. Не
забывайте, что аплодисменты самим себе станут большим подарком и для вас и для
ваших детей.
*****
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
В данном сборнике
собраны игры с повтором (кричалки) и игры с залом. Естественно, что здесь
описан не полный набор всего того, что нынче играется. Да это и невозможно.
Каждый новый день в нашу работу привносит новые игры, и это важно. Если
спросить детей, приезжающих в Центр, что для них есть игра, то большинство
начинает перечислять различные компьютерные игры, в лучшем случае - спортивные,
а вот про обычные игры, в которые можно играть во дворе с друзьями мало кто
вспоминает. Дело в том, что дети разучились играть. Причины этого можно искать
и находить, но дело не в этом. Тут, скорее всего, необходимо говорить о том,
что надо учить детей играть. Играть с самим собой, играть с друзьями. Вот что
важно. А если добавить, что через игру можно решать целые комплексы
педагогических целей и задач, то становится понятным место и значимость игры в
нашей работе. В работе педагога-организатора.
Как же играть? Как
преподносить детям игру, что бы она не вызывала отторжение, а наоборот,
привлекала? У каждого педагога свой подход к организации игры, свое видение,
свое отношение. Я попробую немного раскрыть свой опыт работы через игру. В
данном случае только кричалки и игры с залом. Это не охватывает весь спектр
перечисленных выше игр, но начинать надо с простого.
Кричалки и игры с
залом не требуют от играющих длительной и большой подготовки. Эти игры играются
здесь и сейчас. Даже если необходимо разучивать слова, то все это делается по
ходу, уже само разучивание слов и есть игра. Тут важно отношение педагога к игре.
Вы решили поиграть? Что вы хотите от игры? Для чего она вам? Для чего она
детям? Какие результаты будут достигнуты? Задумайтесь над этими вопросами,
перед тем как выйдите к детям играть.
Вторая серия
вопросов, которой необходимо озадачиться: Во что играть? Какие игры? В какой
последовательности? Сколько времени они займут? Не стоит начинать игру на 20
минут, если в запасе у вас всего десять. Слова: "Мы доиграем потом",
не принесут радости ребенку, если он играет. А ведь игра не должна приносить
огорчения. Так же точно нельзя иметь и меньший запас. Если у вас 20 минут, а
игр всего на 10, то что ребенок будет делать в оставшееся время? Можно конечно
потянуть минуты, более подробно объяснять, но такие действия ведущего скорее
всего только оттолкнут от игры.
Следующий вопрос: Как
объяснять правила игры? Ведь если вы неверно разъясните детям правила, то и
играть они будут неправильно. Тут важно еще и слова умело подобрать, что бы они
были доступны и понятны.
Как видно из всего
этого, если для играющих большой подготовки не надо, то вот ведущему необходимо
готовиться, и готовиться тщательно. Ведь вы устраиваете целое представление,
театр одного актера. Вы стоите перед полным залом, а дети, сидящие в нем, по
взмаху вашей руки выполняют различные действия. Вы одновременно и актер, и
дирижер, и конферасье, и статист, вы - ведущий игры. Помните об этом, выходя
играть. Будьте веселым, жизнерадостным, ироничным, добрым. Играйте сами, и
тогда дети тоже будут играть вместе с вами. Ну а ниже приведенные советы, надеюсь,
помогут вам играть правильно и непринужденно.
1. Будьте внимательны
к своему внешнему виду, вы демонстрируете пример для подражания.
2. Выходя играть,
всегда имейте больший запас игр, чем нужно.
3. Будьте внимательны
к тем словам, которые вы используете при общении с детьми. Молодежный слэнг -
вещь хорошая, но уверены ли вы, что правильно трактуете то или иное слово.
4. Обращаясь к детям,
улыбайтесь. Улыбка всегда располагает к человеку.
5. Шутите в меру.
Помните о том, что шутка иногда может и обидеть человека.
6. Всегда начинайте с
приветствия. А если вы играете в первый раз, то неплохо и познакомиться, хотя
бы просто представиться.
7. Объясняя правила
игры, пользуйтесь понятными словами, и удостоверьтесь, что ребята правильно вас
поняли. Не бойтесь повториться, но и не переусердствуйте.
8. Используя при
объяснении правил жестикуляцию, не машите слишком сильно руками. Это не
смотрится со стороны.
9. Частенько
приходится работать с микрофоном. Заранее попробуйте, как звучит ваш голос, как
лучше держать микрофон, что бы слова получались четкими, без всяких лишних
звуков.
10. Работая с
микрофоном, помните, что он для того и служит, что бы вы не кричали.
11. Если в
подобранных вами играх детям предстоит выходить на сцену, то продумайте, как
это сделать лучше. Можно договориться с радистом о фонограмме, а можно
договориться с детьми об аплодисментах. Тут все зависит от условий, в которых
вы будете работать.
12. Если работа
происходит без микрофона, то сразу оговаривайте с детьми правила. Лучше всего
тут подходит правило поднятой руки:
- Поднятая вверх
правая рука, обозначает, что вам есть что сказать, а всем остальным нужно
послушать. (У нас в отряде закон един! Слушают все, говорит один!)
- Поднятая вверх
левая рука, обозначает, что вы даете ребятам несколько минут на шум.
Разучивание этого простого правила можно превратить в игру, главное, что бы
ребята поняли вас и слушали.
13. Выстраивайте игры
в логической последовательности, от простого к сложному.
14. Не забывайте
говорить спасибо, да и просто хвалить играющих. А еще лучше, если ребята
сделают это сами:
Ведущий: А теперь
положите правую руку себе на голову. Погладьте, и скажите: "Ах! Какой я
молодец!"
Или: А теперь
положите правую руку соседу на голову. Погладьте, и скажите: "Ах! Какой ты
молодец!"
15. Заканчивая
играть, особенно если после вас будет происходить следующее действие, или
играть продолжит кто-то другой, не забудьте попрощаться и передать слово,
представив следующего за вами человека, или людей.
УДАЧИ ВАМ! ПАРАМ!
ПАРАМ!
Эта коллекция игр с залом поможет вам поднять настроение у
ребят и эмоционально настроить их, снять шум в зале, а также заполнить
неожиданно возникшую паузу в ходе какого либо мероприятия.
Карлики и великаны
Ведущий
договаривается с ребятами, что, если он скажет «великаны», все должны подняться
на носки и поднять обе руки вверх; если же он скажет «кар-лики», все должны
присесть на корточки и вытянуть руки вперед. Сначала ру-ководитель проводит
репетицию, при этом он может не делать движений. По-том, проводя игру, ведущий
может время от времени показывать движения не¬впопад. Можно движения изменить:
на слове «карлики» — сводят руки, со-единяя ладони, на слове «великаны» —широко
разводят руки в стороны.
Поезд
Представим, что мы должны
сдвинуть с, рельсов тяжёлый железнодорож-ный состав. Колеса на¬чинают медленно
стучать на стыках рельсов. Отмечаем этот стук двойным хлопком. Первым хлопает
ведущий. За ним остальные уча¬стники. Поезд разгоняется, ведущий делает двойной
хлопок короче, все долж-ны реагировать на изменение ритма. Темп убыстряется,
поезд мчится. Веду-щий можете изменить направление «движения», сказав
«обратно». С этого момента темп замедляется до полной остановки поезда.
Запрещенное движение
Ведущий условливается
с ребятами, какое движение нельзя делать, на-пример: присесть, захлопать в
ладоши, помахать руками. Затем руководитель показывает различные движения,
которые играющие должны в точности по-вторять за ним. Чем бо¬лее разнообразны и
забавны эти движения, тем ин¬тереснее игра. Неожиданно руководитель показывает
за¬прещенное движение. Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два
движения, кото-рые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например,
когда руко-водитель кладет руку на затылок, играющие должны присесть, скрестив
ноги, а когда он наклоняется вперед, они должны два раза хлопнуть в ладоши. До
начала игры надо все движения хорошенько прорепетировать.
Солнышко, заборчик, камешки
Ведущий, постепенно
увеличивая темп, и в любом порядке дает играю-щим такие команды: «Сол¬нышко!»,
«Заборчик!», «Камешки». Играющие на команду «Солнышко!» растопыривают пальцы на
руках, по коман¬де «Забор-чик!» смыкают пальцы и выпрямляют ладони, руки сжаты
в кулаки при ко-манде «Камешки!»
Дождик
Подставьте ладонь
начинающемуся летнему дождику. Падает 1 капелька (ведущий бьет одним пальцем по
развернутой ладони). Падают 2 капли (2 пальца). Падают 3 капли (3 пальца).
Начинается дождь! (Бьет ладонью о ладонь.) Сильный дождь! Ливень! (Звук
нарастает.) Гром! Град! (К шуму ладоней добавляются топот ног.) Дождь затихает.
4 капельки, 3, 2, 1. Тишина... Снова появилось солнце!
Барыня
Зал делится на четыре
части. Каждая получает свои слова.
1: «В бане веники
мочены».
2: «Веретена точены».
3: «А мочало не сушено».
4: «Барыня – барыня,
барыня – сударыня».
Ведущий «дирижирует»
залом, показывая то на третью, то на третью. На кого покажет, тот должен
произносить свои слова. Перед началом с каждой командой репетируются слова.
Бразилия
Играющие повторяют за
ведущим слова и движения. «У меня в Бразилии живет бабушка! У нее вот такой
палец (Показывает большой палец руки, все повторяют). У меня в Бразилии живет
бабушка. У нее вот такой палец (показывает), и вот такой рот (кривит рот, и все
повторяют). У меня в Бразилии живет бабушка! У нее вот такой палец, вот такой
рот (показывает), вот такие глаза (Таращит глаза, все повторяют)».
К этим фразам каждый
раз добавляются все новые и новые: вот такие плечи (правое плечо вниз, левое –
вверх). Она постоянно прыгает (показывает). Она кричит: «Ах, какая я красивая,
почему никто меня не любит? (все кричат)». После паузы, когда стихнет смех,
ведущий говорит: «Какова бабушка, таковы и внуки».
В этом зале все друзья
Дети выполняют
действия на слова ведущего:
В этом зале все
друзья: я, ты, он, она.
Обними соседа справа,
обними соседа слева,
Мы одна семья.
И т. д. со словами:
Ущипни соседа справа…
Приласкай соседа
справа…
Поцелуй соседа
справа…
Постепенно можно
ускорять темп и придумывать новые действия.